На пляже читаю «Лондон» Питера Акройда, который не поленилась притащить с собой, так как дома этот толстенный том я не одолею.
В главе «О самоубийствах» он пишет следующее:
“По числу самоубийств Лондон занимал первое место среди европейских столиц. Еще в IV веке Фруассар назвал англичан «весьма мрачным народом», и эта характеристика справедлива в первую очередь по отношению к лондонцам. Француз полагал, что тяга последних к самоубийствам - проявление их природной эксцентричности, хотя более проницательный наблюдатель объяснял ее «презрением к смерти и отвращением к жизни». Другой француз писал об унынии в лондонских семьях, «где не смеялись и не шутили в течение трех поколений», и отмечал, что осенью горожане накладывают на себя руки, «дабы спастись от непогоды». Еще один приезжий также выразил уверенность в том, что «стремление покончить с собой, безусловно, вызывается туманами». В качестве другой вероятной причины он назвал употребление в пищу говядины, поскольку «из-за ее вязкой тяжести к мозгу поднимаются лишь желчные и меланхолические пары».
По наблюдением того же Гроле, «в Лондоне подавленность доминирует везде - в каждой семье, во всех слоях населения, на любом мероприятии, как частном, так и общественном… Печатью этой скорби отмечены самые веселые сборища, даже в низших кругах».
Достоевский писал о «мрачном характере, не оставляющем лондонцев даже среди веселья». Вино, которое продавалось в лондонских тавернах тоже якобы «порождало эту меланхолию, столь повсеместную». В нарушении у англичан душевного равновесия обвиняли даже театр; один путешественник описывал, как сын его домовладельца, посмотревший спектакль «Ричард III», «вскочил ночью с постели и принялся колотить в стену головой и ногами, вопя, как одержимый, а затем стал кататься по полу в страшных корчах, заставивших нас опасаться за его жизнь: ему чудилось, что его осаждают все призраки из трагедии о Ричарде Третьем и все мертвецы из лондонских погостов» (*ну это, скорее, по ведомству белой горячки*). Словом, причину недуга видели во всем, кроме разве что тяжелой, изнуряющей атмосферы самой городской жизни."
К чему я это? Да все к тому же - Хью Лори. Национальное это у него, что поделать!